История храма
В 1597 г в Верхних Матигорах уже стояли две деревянные церкви — Никольская и Параскевьевская.
В 1652 г ввиду ветхости постройки были разобраны, а вместо них срублены новые церкви.
В 1685 г оба храма истреблены пожаром.
В 1686 г на месте сгоревших храмов заложена каменная трехпрестольная церковь.
Верхнематигорский приход, находящийся в 75 верстах от г. Архангельска и в 4 верстах от г. Холмогор, первоначально вместе с Нижнематигорским приходом, отстоящим от него на одну версту ниже по течению реки Матигорки, составлял один приход - Матигорский, или Матигоры. С построением в обоих матигорских селениях отдельных церквей нынешние Верхние Матигоры стали называться Никольскими, а Нижние - Борисоглебскими. С 1873 по 1878 г. оба Матигорских прихода опять были соединены в один, причем Нижнематигорский считался приписным к Верхнематигорскому, но в 1879 г. тот и другой были сделаны самостоятельными. В состав описываемого прихода входят 14 деревень, из которых три находятся близ приходской церкви, а остальные отстоят от нее от одной до пяти верст при беспрепятственном сообщении. О начале прихода достоверно неизвестно, известно только из одного письма (памятная книга, л. 3), что около 1597 г. в Верхних Матигорах были устроены две деревянные церкви: Никольская и Параскевьевская с Ипатиевским приделом, по грамоте митрополита Макария, сгоревшей в 1635 г. у церковного приказчика Кирилла Мокеева и замененной новой, выданной митрополитом Аффонием 29 июня 1636 г. на имя церковного приказчика Дружины Иванова.
Эти две церкви, по грамоте новгородского митрополита Никона, данной Спасского собора протопопу Ивану Иванову от 18 февраля 1652 г., были разобраны и вместо них устроены были новые, которые в 1685 г. были истреблены пожаром. Вместо сгоревших, по грамоте преосвященного Афанасия на имя николаевского священника Матигорской волости Ивана Назарова и приказчиков Сеньки Петрова да Ивашка Калинина от 24 апреля 1686 г., в том же году начата постройкой нынешняя каменная трехпрестольная церковь, освященная преосвященным Афанасием 10 июля 1664 г. Церковь эта одноэтажная, столпообразная, имеющая двадцать саженей в длину; над кровлей главной холодной церкви возвышается пять глав, крытых чешуей и завершающихся пятью железными крестами; над двумя приделами устроено также по одной главе с такими же крестами; крыша железная. В одной связи с церковным зданием над папертью высится трехъярусная колокольня с чешуйчатым куполом и шестисаженным шпицом, завершающимся железным крестом. На ней десять колоколов, из которых больший, весом 105 пудов, лит в 1517 г. Здания храма и колокольни обнесены каменной оградой, устроенной в 1865-1866 гг. В церкви три храма: главный в холодном отделении освящен, как сказано, 10 июля 1694 г. преосвященным Афанасием во имя Воскресения Христова. В нем старинный иконостас в пять ярусов, имеющий 4 и 1/2 сажени в вышину и 5 саженей в ширину и поновленный позолотой в 1891 г. Из двух придельных храмов в тёплой трапезе — один в честь св. вмц Параскевы, освященный 5 июня 1708 г. преосвященным Варнавой, и другой - в честь свт. Чудотворца Николая, время освящения которого неизвестно.
Утварью, ризницей и богослужебными книгами церковь достаточна. Главным источником ее содержания служат 15 десятин 1844 сажени пахотной и 40 десятин 2183 сажени сенокосной земли, с которой ежегодно по последнему контракту выручается 879 руб. 75 коп. арендной платы.
Во владении причта, состоящего из священника и псаломщика, числится 33 десятины пахотной и сенокосной земли; но из этого количества земли со времени закрытия в 1823 г. второго клира 12 десятин отчислены по распоряжению Св. Синода в пользу причта Холмогорского Спасо-Преображенского собора; так что во владении причта остается только 21 десятина, с которой выручается до 200 руб. в год. Жалованья священнику 111 руб. 72 коп. и пособия от церкви 26 руб. и псаломщику 34 руб. 30 коп. и пособия 6 руб. в год. Причт помещается в двух общественных одноэтажных домах, из которых священнический выстроен в 1862 г. и ремонтирован в 1893 г. и псаломщи- ческий в 1892 г.
В Кушевском селении описываемого прихода, отстоящем от приходской церкви в 4 верстах, имеется деревянная часовня, устроенная в 1874 г. местными крестьянами вместо прежней, построенной в 1730 г. и. сгоревшей 5 июля 1872 г. В д. Зареченской в конце 1890 г, открыта церковно-приходская школа, помещающаяся в наемной на церковные средства квартире. В ней к 1 января 1894 г. состояло 17 мальчиков и 13 девочек. Учительницей школы состоит девица Агния Григорьевна Овчинникова, получающая 120 руб. в год, и законоучителем - местный священник безвозмездно. Прихожан к 1 января 1894 г. состояло 659 мужского пола и 805 женского пола. Приходской священник Василий Иванович Фйделин, 62 лет, уволенный из низшего Отделения Новгородской духовной семинарии, на епархиальной службе в должности псаломщика с 1851 г., в сане диакона с 14 Октября 1882 г., священника в настоящем приходе - с 21 августа 1889 г. Диакон на вакансии псаломщика Валериан Владимирович Шилов, 37 лет, окончивший курс в Архангельском духовном училище, на службе с 1 августа 1877 г., в настоящем приходе с 25 августа 1892 г.ив сане диакона с 14 сентября 1893 г.
История Верхнематигорского Свято-Воскресенского храма в XX веке связана со священником Аполлинарием Шайтановым. Протоиерей Аполлинарий Флегонтович Шайтанов родился 23 июля 1874 г., прослужил в этом храме с 1908 г. более 40 лет.
Жизнь и его служение необычны, наложенные чертами, которые сегодня заслуживают глубокого внимания: этот пастырь, больше принадлежит будущему, чем прошлому или настоящему. Его принадлежность будущему определяется особой позицией. Её суть в том, что отец Аполлинарий не только окормлял своих духовных чад, но и многое делал для возвращения церковной жизни ко Христу, Евангелию и местной соборности. Он хорошо различал «времена и сроки», был убежден, что 1917 г. стал годом Страшного Суда над Русской Церковью и русским народом, не находил покоя от того, что верующие .люди не делали соответствующих выводов. Никогда не говорил о грехах светской власти, потому что церковь не видела своих грехов. Христиане перекидывали свою ответственность на внешних и отказывались быть солью земли, светом миру.»
О начале служения протоиерея Шайтанова очень много противоречивых сведений как среди родственников, так и прихожан. Но из архивных документов известно, что о. Аполлинарий подал покорнейшее прошение на имя Преосвященного Иоанникия епикопа Архангельского и Холмогорского от 30 октября 1907 г. на свободную вакансию священника при Благовещенской церкви в с. Благовещенском Шенкурского уезда Архангельской епархии. В это время он 1 служил священником в Мелединской Преображенской церкви Вельского уезда, который относился к Вологодской епархии. В прошении писал, что в случае вакансии, будет ходатайствовать перед Преосвященным Никоном, епископом Вологодским, об освобождении его от занимаемой должности. О себе дал следующие сведения: окончил Вологодскую Духовную семинарию по I разряду в 1895 г., состоял на епархиальной службе 12 лет, из них 4 года и 6 месяцев был в сане диакона, а 8-й год - священником, имея набедренник за усердную и полезную пастырскую службу. Причина прошения «...скудость средств содержания, получаемых от прихожан Преображенской Мелединской церкви».
Из послужного списка, приложенного к прошению, известно, что он сын псаломщика. По окончании в 1895 г. Вологодской Духовной семинарии по I разряду 18 мая 1896 г. был посвящен и определен в диакона в Близлавльскую Покровскую церковь Устьянского уезда Вологодской епархии. 10 ноября определен, а 10 декабря 1900 года рукоположен во священника в Вентурской Николаевской церкви Тотемского уезда, 6 июня 1903 г. по прошению перемещен в Мелединскую церковь. С 1 сентября 1903 г. состоял заведующим и законоучителем Мелединской церковноприходской школы, а с 1896 по 1899 г.г. - законоучителем Близлавльской Покровской церковно-приходской школы и учителем с 1899, а с 1901 по 1903 г.г. - законоучителем Заринского земского училища; 29 марта 1905 г. был награжден набедренником, Вологодское епархиальное начальство дает хорошую характеристику о. Аполлинарию: «судим и штрафован не был, поведения хорошего, всегда трезвый».
19 ноября 1907 г. умер священник Верхнематигорского храма о. Андрей Подосенов, который служил после о. Василия Фиделина. Из приговора № 43 от 19 ноября 1907 г., подписанного старостой и прихожанами храма, известно, что они обращались с просьбой назначить священником бывшего их диакона, а в то время священника Жердинского прихода Мезенского уезда о. Александра Титова, приговор подписали сельский староста Иван Прокопьев, сельский писарь Тихон, сборщик подписей Степан Рудалев, Николай Самойлов.
Но 3 декабря 1907 г. священником назначили о. Аполлинария Шайтанова. По 27 января 1908 г. он принял имущество, казну и храм в присутствии заведующего приходом Нижнематигорского священника Алексея Бурлакова, псаломщика Федора Подосенова, церковного старосты крестьянина Антона Леонтьева и почетных прихожан крестьян Дмитрия Берденнкиова и Василия Афанасьева.
У священника Аполлинария Шайтанова была большая семья, десять детей. В настоящее время из его детей осталась жива только младшая дочь Александра, проживающая в настоящее время в Карелии.
В воспоминаниях об отце она пишет: «Шайтанов Апполинарий Флегмонтович родилсй в одном из вологодских сел на берегу р. Сухоны в семье священника. Вначале служил священником в Кадниковском районе, затем переведен в Архангельскую область, в с. Верхние Матигоры, где жил до конца жизни. Женат на Юлии Петровне (девичья фамилия Зрелякова), дочери священника, служившего в с. Медведево Вологодской области. Жили они дружно, вместе делили все хорошее и плохое. Папа очень любил людей и отдавал им все. У нас всегда были открыты для всех двери. К отцу часто ходили за советом и утешением. Он много сил приложил и для сохранения церкви, писал во все инстанции, даже куда-то ездил. Папу два раза арестовывали. В одну из зим его отправили на лесозаготовки. У нас в селе жили голодные ссыльные, папа отдавал им последний кусок хлеба. На протесты мамы говорил, что Бог нас не оставит.
В семье было десять детей. Первые трое почти в один день умерли от дифтерии. Дочь Ольга стала сельской учительницей, оставила о себе светлую память. Её сестра Нина - тоже учительница, но работала на заводе и в библиотеке. Сын Сергей - землеустроитель. Дочь Анастасия - трудилась колхозницей. Дочь Аполикиния поступила брокером на лесозаводе, постригала жителей, учиться не могла. Второй сын, Иван, окончив начальную школу, жил у дяди в Тотьме, потом работал кузнецом в Соломбале, на судоремонтном заводе. Меня после начальной школы увезли к тете и дяде в Тотьму, где я училась в средней школе (мне родные запретили говорить о том что я дочь священника). Затем окончила мединститут и 40 лет работала врачом в Карелии».
В Свято-Воскресенском храме о. Апполинарий прослужил 47 лет - с 1908 г. по 1955 г. (два последних года болел). Это оказался самый тяжелый период в жизни не только храма, но всей Русской Православной Церкви - временем смены и становления новой власти, репрессий и гонений на церковь, военных лет. Ему удалось отстоять храм в 30-е годы, когда по всей стране закрывались и разрушались церкви. Протоиерей Шайтанов много раз обращался к властям с просьбой не закрывать храм, за что дважды его арестовывали, но не надолго. Только ограду вокруг храма он не уберег, ее разобрали на кирпичи и вывезли. Во время войны он не возражал, когда снимали колокола для переплавки на снаряды.
В 1937 г. храм закрыли и передали колхозу им. Калинина Верхнематигорского сельсовета под склад зерна, чтобы тем самым сберечь его от разрушения и использования в других целях. Продолжалось это десять лет. о. Аполлинарий в эти годы совершал церковный требы местного населения на дому: крещение, отпевы, соборование и т.д.
В 1955 г. дочь отца Аполлинария, Ольга жила в д. Чухчерьма и работала учительницей и попросила его приехать, чтобы покрестить внука, а в результате, когда люди узнали, что он приехал, покрестилось полдеревни (из воспоминаний Н.В. Климентьевой). Все это свидетельства самоотверженного труда сельского священника, который тем самым сохранял и созидал Церковь Христову в людях. Трудное было и страшное время, но благодаря батюшке сохранилась вера и искра Божия в людях, которые пронесли ее, несмотря ни что,' через года и сохранили для нас ныне живущих.
В 73-летнем возрасте о. Аполлинарий принимает решение служить в храме. Согласно справки уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Архангельской области по старости он не предполагал заниматься этим, но решился, заручившись поддержкой прихожан. Благодаря его инициативе, храм был вновь открыт в 1948 г.
Протоиерей Аполлинарий собирал подписи верующих по деревням, готовил список учредителей, писал прошение об открытии церкви. Его преданностью, любовью к Богу и стараниями были восстановлены храм и богослужение в нем. За свои пастырские труды он был награжден митрой и нагрудным крестом. О чем известно из воспоминаний Нины Васильевны Климентьевой, его внучки, которые в детстве он показывал ей, как награды.
Здание храма находилось на учете областного отдела архитектуры как памятник старины. Из акта его обследования от 25 декабря 1947 г. известно, что оно было в ведении Верхнематигорского сельсовета, находилось в эксплуатации колхоза им. Калинина на основании договора и занятого под склад зерна». Иконостас к тому времени во всех трех пределах сохранился частично, разбитый и разрозненный, он продолжал разрушаться из-за сырости и отсутствия стекол. Прихожане принимали на свой счет восстановление и ремонт храма. Из заявления верующих от 3 сентября 1947 г. выясняется, что его закрыли в октябре 1937 г. по распоряжению Холмогорского райисполкома. В помещении в зимнее время хранился хлеб, принадлежащий колхозу им. Калинина. Заявление прихожан приложено к письму № 380 от 22.12.1947 г. епископа Леонтия Архангельского и Холмогорского уполномоченному по делам Русской Православной Церкви по Архангельской области Панину В.А. Его подписали 25 человек. Ходатайство об открытии храма было одобрено решением Совета Министров СССР от 14 апреля 1948 г. № 4418-ра.
Храму требовался серьезный ремонт, порядка 100 тысяч рублей затрат. Согласно акту передачи и приема от 23 мая 1948 г. уполномоченным представителем Холмогорского исполнительного комитета депутатов трудящихся, председателем Верхнематигорского сельского совета членам церковного совета и верующим была передана церковь. В акте говорилось: «Церковь одноэтажная, каменная, с каменною колокольнею, зданием прочная в пределах церкви, престол и жертвенники уничтожены. Стекла в рамах во всех окнах выбиты. В иконостасе Воскресенской церкви царские врата разломаны, в нижнем ярусе нет двух икон.
Полотно выходных дверей с южной стороны - средние стеклянные и наружные деревянные - уничтожены.
В Парасковейском пределе нет царских врат и двух икон в нижнем ярусе, в двух окнах нет подоконников, в паперти нет пола, крыльца, и откосы разбиты. Церковная ограда уничтожена.
Церковь требует текущего ремонта:
1) побелка внутри и снаружи;
2) окраска крыши;
3) остекление;
4) восстановление престолов и жертвенников;
5) набрать пол в паперти;
6) восстановить три крыльца;
7) в надлежащий вид привести иконостас;
8) возобновить церковную ограду.
На собраниях верующие вместе с о. Аполлинарием принимали решения по восстановлении и ремонте храма. Последний документ, свидетельствующий о его служении, относится к 6 августа 1955 г. - протокол № 5 собрания двадцатки верующих Верхнематигорской церковной общины.
На собрании были приняты решение о ремонте Параскевского придела и покраске крыши в 1956 г., а также о размерах платы за требоисправления:
1. за крещение (при крещении свечи и крестик нательный) - 20 руб.;
2. за служение Литургии - 15 руб.;
3. отпев умерших - 15 руб.;
4. соборование - 15 руб.;
5. браковенчание - 15 руб.;
6. молебен водосвятный - 10 руб.;
7. плата за поминовение на проскомидии; служение панихид и молебнов поусердию.
Здание храма требовало значительного ремонта, а значит и сил, как физических, так и духовных, но жизненные силы батюшке давал Бог. Протоиерей Апполинарий служил в храме предположительно до 1 января 1956 г. В письме № 54 от 16.01.1956 г. епископа Феодосия Архангельского и Холмогорского поручается исполнение пастырских обязанностей священнику Григорию Лопатину. Причина - «...вместо, ушедшего за штат по болезни, согласно прошения, протоиерея Аполлинария Шайтанова».
Прихожане его очень любили за доброту и желание помочь. Известен такой случай. В 30-е годы вместе с другими односельчанами священник Шайтанов отправился на лесозаготовки. Но мужики сказали ему: «Батюшка, отправляйся домой, служи потихоньку. А мы твою норму станем выполнять. Будем за тебя трудиться, а ты за нас молиться».
Его дети, как дети священника, не могли после школы продолжить свое образование. Только младшая дочь, вывезенная к родственникам в Тотьму и вынужденная скрывать свое происхождение, получила высшее медицинское образование.
Из воспоминаний внучки о. Аполлинария, Нины Васильевны Климентьевой известно, что матушка Юлия Шайтанова скончалась вечером 17 апреля 1954 г. накануне праздника Пасхи, а протоиерей Аполлинарий в 22 часа того же дня 17 апреля начал Пасхальную, а ему было 79 лет. После многолетнего служения богоугодного труда он отошел ко Господу в июне 1956 г.
Долгая жизнь и почти 60 лет служения Богу - земной путь протоиерея Аполлинария Шайтанова. Он не был судим, не репрессирован, отстояв храм, сохранил приход, тем самым доказав свою веру, преданность, верность и любовь к Богу. Он честно и верно исполнял свои пастырский долг и обет перед Богом, рискуя своей жизнью и родных.
После протоиерея Апполинария Шайтанова в Свято-Воскресенском храме служили:
с 1955 - 1964 г.г. - иерей Виктор Александрович Зяблов;
с 1964 - ? г.г. - иерей Владимир Голубцов;
до 1970 г. - иерей Яков;
с 1970 - 1974 г.г. - священник Николай Майор, священник Василий Химчук;
с 1974 - 1982 г.г. - иерей Дмитрий Ягнич;
с 1983 - 1984 г.г. - священник Феодор Гаврилюк;
с 1984 - 1987 г.г. - иерей Николай Циплаков;
с 1987 - 2016 г.г. - протоиерей Александр Ковалев;
с 2016 - 2017 г.г. - протоиерей Виталий Привалов;
с 2017 - по Н.В. - Иерей Иоанн Скрипник;
История духовенства и причта Верхнематигоркого Свято-Воскресенского Храма мало чем примечательна: обычные священники и церковнослужители со своими привычками и недостатками, но благодаря их следованию традиции каждодневному молитвенному труду храм сохранился до наших дней. В этом большая заслуга протоиереев Василия Фиделина и Аполлинария Шайтанова и др.
В истории этого обычного приходского храма нашли отражение все стороны жизни Русской Православной Церкви. Усердием духовенства различных поколений, сохранилась традиция древней Церкви, Евхаристическая богослужебная жизнь в этом храме не прекращалась, не нарушалась и ведется согласно истокам древней Церкви, по правилам святых апостолов. В этом и заключается единение верующий нескольких поколений во Христе через храм, через память о людях, когда-то служивших в нем, которое есть отражение на ничем не выдающемся сельском Храме в далекой северной глубинке исторических событий всей России и Русской Православной Церкви. В жестокие годы лихолетья незаметный повседневный труд, твердое стояние в вере, личное свидетельство, о церкви в угрожающих для жизни условиях протоиерея Аполлинария Шайтанова сохранили храм до наших дней. Храм является историческим и культурно-духовным памятником.
Благодаря всем - служившему священству, служащему и народу, Верхнематигорский Свято-Воскресенский храм стоял, стоит и будет стоять. Он как духовный магнит, обладает духовной собирающей силой благодати Божией.